На заре интернет-торговли продукты доставлялись прямо из торговых залов, а пицца — из ближайшей пиццерии. Но собирать интернет-заказ в обычном магазине неудобно: на это тратится много времени. Кроме того, поскольку товар выложен таким образом, чтобы обратить на себя внимание посетителей магазина, запасов на полке может быть недостаточно.
Такие требования позволяют снизить и плату за аренду помещения — для склада-магазина не нужно «проходное» место, первая линия, близость к остановкам и метро.
Реагировать на развитие интернет-торговли и открывать магазины-склады торговым сетям приходится очень быстро, или они потеряют клиентов, которые ждут свои заказы максимально быстро. «ВкусВилл» откроет 70 новых дарксторов, чтобы полностью перевести в них сборку онлайн-заказов. Сейчас у него 15 дарксторов в Москве и Санкт-Петербурге. Но потребность в них растет — компания выполняет 99,6 тысячи онлайн-заказов ежедневно.
Без дарксторов торговые сети могут потерять клиентов, которые ждут свои заказы в короткие сроки
Сегодня ассортимент товаров, которые собираются в дарксторах, расширяется. На складах-магазинах запускают сборку заказов косметики и мелкой бытовой техники. К новой модели торговли присоединяются магазины строительных материалов и товаров для дома. Сейчас в России насчитывается около 10 гипермаркетов для дома и ремонта, которые закрыты для покупателей. Интернет-торговля товарами для ремонта будет только набирать обороты, считает гендиректор INFOLine Иван Федяков. «Профессиональным строителям не обязательно видеть дюбель, чтобы решить, подходит он или нет», — отмечает он. Вслед за ростом заказов вырастет и число дарксторов, как и dark kitchen (темные кухни), в которых нет посадочных мест. Они ориентированы только на доставку готовых блюд.
Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Ирина Жандарова