Прошел год с официального перехода жилищного строительства на проектное финансирование. По новой схеме застройщики получают средства через эскроу-счета. Хорошо ли это? Председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова рассказала подробнее о нововведении.
По ее словам, к концу прошлого года в столице было реализовано 63% жилых проектов по старой схеме. В этом году к нынешнему времени доля таких проектов уменьшилась до 52%.
«На «старой схеме» у нас 16,9 миллиона квадратных метров и 106 тысяч договоров долевого участия, а на «новой» – 11,6 миллиона квадратных метров и 31 тысяча ДДУ. Остальные проекты либо строятся без привлечения средств дольщиков, либо уже распроданы, либо входят в «дорожную карту». Мы относим такие объекты к категории «вне схем» — их площадь 2,1 миллиона квадратов» — рассказала Анастасия Пятова.
Но и здесь нашлись свои проблемы. К сожалению, отчеты компаний, которые работают через эскроу-счета не видно из-за банковской тайны. Неизвестно, идет ли финансирование застройщику от кредитной организации, и как он его использует и использует ли вообще. Если у дольщиков появляются вопросы к застройщику, они идут в Комитет как к контролирующему органу. Но Комитет также не обладает никакой информацией, кроме как о темпах работ. Финансовая часть закрыта для всех.
«В отдельных случаях мы не можем помочь девелоперу, потому что просто не видим сигналов о назревающих проблемах. Например, банк заключил кредитный договор, но не открывает по нему финансирование, так как выставил условие в виде получения застройщиком каких-то документов. Надо бить тревогу и ускоряться в согласовании документации, а мы даже не знаем, что деньги на объект не идут» — отметила Пятова.
Решение проблемы есть, но оно сейчас в подвешенном состоянии. Для получения контроля необходимо внести изменения в законодательство, но Центробанк пока не считает необходимым раскрывать банковскую тайну. Второй вариант — заключение договоров между кредитором и заемщиком, где будет пункт, по которому банк сможет передавать определённые сведения контролирующему органу. Пока ни один из этих вариантов не выбран.