На Урале ученые и вузы заложат основу для промышленных инноваций

Вот-вот будет объявлен федеральный конкурс, по итогам которого пять научно-образовательных центров (НОЦ) получат субсидии на свои разработки. Уральский межрегиональный НОЦ мирового уровня, созданный в прошлом году, имеет все шансы на победу, активно сотрудничая с институтами Российской академии наук и промпредприятиями. Ректор Уральского федерального университета, базового вуза проекта, Виктор Кокшаров и член наблюдательного совета УрФУ, вице-президент РАН, председатель Уральского отделения РАН Валерий Чарушин рассказали «РГ» о перспективах научно-образовательного центра.

Соседние регионы — Пермский край, Тюменская область — стали пилотными регионами НОЦ без конкурсного отбора. Вам же придется выдержать серьезное состязание. Победить в нем реально?

Виктор Кокшаров: Вполне. Мы готовы к конкурсу, сделали серь­езную заявку — комплексную, тщательно проработанную. Представлять ее будет челябинский губернатор Алексей Текслер. Тем более весомо, что реализация этого крупномасштабного проекта уже началась: в НОЦ 76 участников из трех субъектов УрФО — Курганской, Свердловской и Челябинской областей. Среди них ведущие местные университеты, академические партнеры, предприятия. Экспертный совет возглавляет директор Института физики металлов УрО РАН академик РАН Николай Мушников. Утвержден и пул проектов, которые вузы реализуют вместе с научными институтами в рамках центра «Передовые производственные технологии и материалы». Проект НОЦ активно поддерживает полпред президента РФ в УрФО Николай Цуканов и региональные власти: все три субъекта-участника включили в бюджет нынешнего года средства на эти цели.

Валерий Чарушин: Подчеркну: сотрудничество началось не ради субсидий, оно было и раньше. Из столетия, которое УрФУ отмечает в нынешнем году, 88 лет ведущий вуз региона сотрудничает с институтами Академии наук. То есть почти век назад мы сформировали научно-образо­вательное сообщество. В Свердловской области активно развивались совместные исследования в области математики, физики, материаловедения, в Курганской — по машиностроению, в Челябинской — по космическим технологиям. Так, благодаря взаимодействию Южно-Уральского госуниверситета, где есть кафедра ракетных двигателей, с Государственным ракетным центром имени академика В. П. Макеева одним из проектов НОЦ станет разработка возвращаемой ракеты-носителя. Эти темы волнуют не только Урал, но и всю страну.

Научно-образовательный центр помимо создания идей задумывается и об их коммерциализации. Сократился ли путь от изобретения до его выхода на рынок?

Валерий Чарушин: Любая разработка имеет свой неповторимый путь. В моей практике есть замечательный пример, когда от появления идеи до строительства завода и выпуска продукции прошло всего три года.

С молодыми учеными — выпускниками УрФУ мы по заданию «Транснефти» разработали в Институте органического синтеза технологию получения противотурбулентных присадок. Их вводят в трубу, чтобы снизить энергетические затраты на перекачку нефти. Мельчайшие доли такой присадки изменяют количество энергии, расходуемой на перекачивание нефтяного потока, на 10-15 процентов, что дает ощутимый экономический эффект.

Валерий Чарушин: Наши специалисты готовы создавать и внедрять новые продукты и технологии при поддержке индустриальных партнеров. Фото: Борис Ярков

За короткое время этот проект прошел путь от лаборатории до опытно-промышленных испытаний, а в прошлом году в Елабуге запустили завод по изготовлению отечественных присадок (раньше их приобретали только за рубежом). Во время его открытия с докладом выступал выпускник УрФУ Сергей Яковлев, который ранее отработал технологию в лаборатории в Екатеринбурге. Наши специалисты готовы создавать и внед­рять новые продукты и технологии, но при поддержке индустриальных партнеров, на которую и ориентирован НОЦ.

Принято считать, что для предприятий вложения в такие проекты — большой риск. Однако о готовности войти в межрегиональный НОЦ заявили десятки уральских компаний.

Валерий Чарушин: Это правда, затраты на научно-исследователь­ские и опытно-конструк­торские работы (НИОКР) — десятки миллионов рублей, а строительство завода стоит миллиарды, то есть на два порядка больше. Между учеными и промышленниками нередко происходит примерно такой диалог: первые спрашивают, почему их разработку не хотят внедрить, а вторые просят сначала предоставить им опытную партию продукции. Но как получить ее в лаборатории? На опытную партию нужны деньги, а значит, и готовность рисковать. Предприятия идут навстречу, если верят в успех.

Виктор Кокшаров: Крупные холдинги готовы вкладываться. Немало совместных проектов уже реализуется, причем вполне успешно. Например, наш вуз и научные институты УрО РАН тесно сотрудничают с Росатомом в сфере переработки ядерного топлива и создания новых материалов для реакторов — объем заказов только по двум проектам на год составляет 600 миллионов рублей. И таких примеров уже много.

Состоявшиеся ученые — это понятно. А удается ли привлекать студентов к участию в исследованиях, внедрению разработок в производство?

Виктор Кокшаров: Центр ведь и называется научно-образователь­ным: подготовка будущих исследователей — одна из его главных задач. Для этого у нас есть все условия. Треть научно-педагоги­ческого состава УрФУ — сотрудники институтов РАН. Под руководством ученых создано 12 сов­местных лабораторий, где ребята применяют теоретические знания на практике. Можно сказать, создан полный комплекс для научной деятельности. Мы собираемся ввести интегрированные программы, чтобы магистры по исследовательскому треку переходили в аспирантуру. Студенты помладше могут начать свой путь с проектных студенческих групп. Под наблюдением сотрудника компании они в командах распределяют роли и генерируют проект, решая конкретную бизнес-задачу. В процессе этой работы участники понимают, что делают, для кого и как, получая на выходе из вуза не просто диплом, а востребованные работодателем навыки.

Виктор Кокшаров: Подготовка будущих исследователей — одна из главных задач научно-образовательного центра. Для этого у нас есть все условия. Фото: Борис Ярков

Валерий Чарушин: Кстати, на упомянутом выше заводе «Транснефти» в Елабуге трудится немало выпускников УрФУ, которых привлекали к работе еще во время обучения в университете. И, чтобы увеличить возможности трудоустройства молодых кадров, мы стремимся укреплять связи с предприятиями в рамках НОЦ.

И еще такой важный момент: со следующего года в новой программе стратегического академического лидерства, разрабатываемой сейчас Минобрнауки России, наряду с показателями цитируемости и количества научных публикаций появится такой критерий эффективности работы вузов, как число выпускников, устроившихся в научные институты. Так что сотрудничеству университетской и академической науки придается очень важное значение на самом верху.

В УрФУ 14 лабораторий возглавляют зарубежные ученые. Хорошо это или плохо для мест­ного научного сообщества?

Виктор Кокшаров: Наука вообще не может быть местечковой — она глобальна по определению. Новое научное знание рождается только в общении с коллегами, работе с передовым оборудованием, которое рассредоточено по всему миру. Пока наши молодые ученые не могут ездить на зарубежные стажировки из-за пандемии, но мы считаем это обязательным — знакомство с другими лабораториями и обмен опытом между исследователями.

К нам иностранная молодежь тоже приезжает. Зачем? Да потому что здесь хорошая научная школа и совершеннейшее оборудование. В университете учатся 170 иностранных аспирантов. Скажем, ребята из Индии занимаются химией — десять из них работают в лаборатории Института органического синтеза, выигрывают гранты на проекты, готовят научные публикации.

С такой материально-техни­ческой базой и набором международных знаний сможет уральский НОЦ повторить успех Кремниевой долины?

Виктор Кокшаров: В США большую роль сыграла как раз критическая масса научных и финансовых ресурсов, собранных в одном месте, — стартапы, венчурные инвесторы и т. д. С помощью НОЦ мы хотим сформировать нечто подобное, причем его продолжением станет инновационный научно-техно­логи­ческий центр «Татищев», участие в котором позволит бизнесу иметь льготы, как резидентам «Сколково». Такую амбициозную задачу перед университетом ставит и Наблюдательный совет УрФУ под председательством президента Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Дмитрия Пумпянского, подчеркивая также важность коллаборации вуза с УрО РАН. Уральские академические институты тоже готовы присоединиться к данному проекту. Особая среда объединит вузовскую, прикладную науку, инвесторов и производственные компании, многие из элементов этой инфраструктуры уже есть. Так, команды студентов во главе с нашими специалистами давно и успешно доводят идеи до бизнес-модели, привлекая на это средства различных фондов, гранты. При поддержке вуза было создано около 80 малых инновационных предприятий.

Совместив все механизмы поддержки, мы, конечно, вряд ли повторим опыт Кремниевой долины, но положительный эффект для всего федерального округа явно получим. Ведь на Урале воплощаются тысячи проектов, известных за пределами региона и страны. К примеру, молодые ученые УрФУ разработали дрон для диагностики линий электропередачи и их ремонта. Об инновационных практиках, которые получили развитие и применяются на рынке, можно говорить долго. Прежде всего, мы хотим сосредоточить их на базе межрегионального НОЦ мирового уровня, превратив его в настоящую точку кипения.

Источник: rg.ru

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *