Актерская доля — быть заложником роли
Алексей Тихомиров: «Когда играешь Годунова или Мефистофеля — это страсть, а Пимен — степенность, свойственная его уважаемому возрасту. Движения должны быть спокойными, артист должен уметь передать пластику пожилого человека»
Кто придет после Годунова?
Концовки драмы Пушкина и одноименной оперы Мусоргского принципиально разные. Если у поэта последней строчкой значится «Народ безмолвствует», то у композитора народ — и есть главный герой драмы. Разгорается крестьянское восстание, народ с радостью принимает Самозванца как своего избавителя от голода и бедствий, и только Юродивый, обличитель царя Бориса, предрекает будущие лихие годы: «Плачь, русский люд, голодный люд».
В свете сегодняшних событий опера особенно актуальна, считает Алексей Тихомиров.
— Я вообще считаю, что Борис не виноват в смерти младенца Дмитрия. Неслучайно и музыка Мусоргского, чем ближе сцена смерти царя, тем дальше поднимается от низкого регистра к высоким нотам, символизируя тем самым восхождение души. Да и то, что на сцене остается только Юродивый, — это тоже образ народной души, тонкой, прочувствованной и в чем-то несчастной. Ведь что будет дальше? Поляки и литовцы придут, чтобы разорить города, за ними — новые Лжедмитрии, и только после появления Минина и Пожарского единство народа восстанавливается, — рассказал певец.
Алексей Тихомиров: «Ведь что будет дальше? Поляки и литовцы придут, чтобы разорить города, за ними — новые Лжедмитрии, и только после появления Минина и Пожарского единство народа восстанавливается»
Опера-предупреждение
Алексей Тихомиров: «Так получается, что некие „секретные материалы“ о правителях, факты истории открываются только потом»
«Я созрела для роли Мнишек»
Второй сезон поет партию Марины Мнишек заслуженная артистка России и своей родины Северной Осетии — Алании Агунда Кулаева. Ведущая солистка Большого театра рассказала, что много лет шла к этой партии:
Певица с грустью призналась, что на родине теперь бывает не часто. В Москве — трое детей, ехать без них невозможно, а всей семьей — накладно. Зато с супругом Агунда Кулаева любит бывать в казанских ресторанах, особенно с панорамным видом на город. «По моему опыту, у вас в какой ресторан ни зайди, везде вкусно накормят», — уверена дива.
Фото: vk.com/kazan_opera
Агунда Кулаева: «Марина Мнишек не несчастная жертва обстоятельств, а действительно интриганка, расчетливая в своей жажде власти»
Зачем клеить усы поверх усов
Гример оперного театра Сания Мавровская рассказала «Реальному времени», что в работе, особенно на Шаляпинском фестивале, использует наработки еще 50—60 годов прошлого века. Это важно потому, что грим тех лет максимально приближен ко времени Шаляпина. Понятно, что сам певец очень много работал над ролью — сохранились его многочисленные зарисовки. Казанская мастер грима считает его художником во всем, в том числе и мастером по сценическому «макияжу». Однако работает она уже не по фотографиям — все приходится держать в голове:
— Все исполнители сегодняшнего представления пришли ко мне гримироваться буквально за 50 минут до начала. Нужно успеть все и на высшем уровне. Мы придерживаемся шаляпинских традиций. Я закончила Казанское театральное училище по специальности «художник-гример» — наш выпуск был первым в училище. На будущий год буду справлять 50-летие работы в Татарском театре оперы и балета.
— Алексей ведь носит усы, поверх которых мне пришлось накладывать уже седые длинные усы его героя. А так трудностей уже нет, владею своим искусством в совершенстве, — резюмировала она.
Сания Мавровская: «Я закончила Казанское театральное училище по специальности „художник-гример“ — наш выпуск был первым в училище. На будущий год буду справлять 50-летие работы в Татарском театре оперы и балета»
Взаимность через годы
Казань в произведении тоже появляется не раз, играя в нем особую роль. Ее показывает на собственноручно начерченной карте Руси сын Годунова Федор, а в шинке близ литовской границы бродячий монах Варлаам ухарски поет «Как во городе было во Казани» — и срывает овацию в зале.
Да и во вступительном слове народный артист РТ Эдуард Трескин вспомнил строчки из письма Шаляпина Максиму Горькому. Будучи за границей, певец узнал, что друг посетил его родной город, и пишет: «Как перед глазами вырос в памяти моей этот прекраснейший (для меня, конечно) из всех городов мира — город».
Теперь ежегодно в свою очередь столица Татарстана отдает дань любви и уважения великому русскому басу, легенде мировой оперы.
1/36 Максим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим ПлатоновМаксим Платонов