
Герцог Мальборо
Сразу после завершения Ялтинской конференции 11 февраля Уинстон Черчилль вместе со своей дочерью Сарой выехал в Севастополь. На время пребывания в Крыму лидеров «большой тройки» — Сталина, Рузвельта и Черчилля — были предприняты беспрецедентные меры безопасности. Охрану первых лиц обеспечивали тысячи сотрудников служб охраны и безопасности, в том числе Англии и США.
На участке от болгарского Бургаса до крымских Сак протяженностью примерно 300 километров с интервалом в 30-40 миль были рассредоточены боевые корабли. В конце января в Севастополь прибыли единицы флота союзников, в частности три американских тральщика, корабль связи президента США Catoctin и британский военный транспортник William Blount, который выступал в качестве штабного корабля.
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в Крыму. Февраль1945 года За заходом иностранцев в Севастопольскую бухту с большим интересом наблюдали жители города. Они собрались на Приморском бульваре. В честь американских и британских моряков в доме офицеров флота устроили праздничный банкет.
В Севастополь Черчилль заезжал по единственной на тот момент дороге, ведущей в город, — Лабораторному шоссе. При въезде премьер Великобритании смог видеть последствия обороны и освобождения — разбомбленные и почти полностью разрушенные остатки малоэтажной застройки Корабельной стороны и Лазаревских казарм. В уничтоженной базе ЧФ пригодных для проживания премьера зданий не было, поэтому Черчилль разместился на британском корабле.
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в Севастополе. Февраль1945 года
Первым делом Черчилль попросил представителей командования ЧФ и властей Севастополя показать ему английское военное кладбище.
«Здесь, под Севастополем, в районе Сапун-горы в Крымскую войну погиб и где-то похоронен мой дед. Он был командиром английского конного эскадрона. Я хотел бы посетить его могилу».
При этом в мемуарах Черчилля, где описывается визит в Севастополь, упоминаний об этом эпизоде нет.
Черчилль в Севастополе
Группа сопровождения повезла политика на Катрактов холм, где с 1882 года находилось английское военное кладбище. По утверждению историков, во время боев за Севастополь кладбище пострадало, но многие плиты и монументы сохранились.
Премьер остановился возле одного памятника, стал читать надписи, затем снял фуражку, встал на колено и какое-то время застыл в размышлениях. В своей книге Галкин утверждает, что Черчилль нашел могилу своего предка.
Понять Раглана
Долина смертной тени (The valley of the shadow of death). Фото Роджера Фентона, 1855 год. «Перед нами лежала долина, вдоль которой наступала легкая бригада, и мы могли видеть гребень, который так доблестно защищали горные стрелки. Поскольку сцена лежала перед нами, можно было понять ситуацию, с которой лорд Раглан (командовал британской армией во время обороны Севастополя) столкнулся около 90 лет назад», — писал Черчилль в своей книге «Вторая мировая война».
В мемуарах премьер-министр утверждает, что перед Балаклавской долиной ему показали могилу Раглана: «Мы посетили его могилу утром, и были очень поражены заботой и уважением, с которыми к ней относились русские».
«В Севастополе в районе 6-го километра Балаклавского шоссе, рядом с главной квартирой британских войск, находилось штабное кладбище. Там осталась плита с надписью о смерти Раглана, очевидно, ее и увидел Черчилль», — разъясняет казус историк Валерий Иванов.
В Балаклаве, в бухте которой в середине XIX века стояли британские корабли и развернулась база союзных войск, Черчилля заинтересовали параметры бухты и руины Генуэзской крепости. Британский премьер даже настойчиво направлялся к останкам укрепления, но сопровождающие убедили его повернуть назад — на скале оставались неразорвавшиеся снаряды и мины.
Черчилль в Севастополе
После исторических мест периода Крымской войны Черчилль направил свое внимание на события текущей войны. Осмотрел Сапун-гору, проехал по рубежам Севастопольского плацдарма, зашел в остатки здания панорамы, на Графскую пристань, оценил разрушения города.
Существует версия, что Сталин был заинтересован в поездке Черчилля и Рузвельта в Севастополь. Он рассчитывал, что на примере этого разрушенного города главы стран-союзниц смогут понять объем катастрофического ущерба, который понес Советский Союз из-за войны. В этом плане задумка оправдалась. Разрушенный Севастополь произвел впечатление…
Лидеры стран антигитлеровской коалиции справа налево\: Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт, Уинстон ЧерчилльВосемь дней, которые поменяли мир >>https://crimea.ria.ru/society/20200202/1117912065/Vosem-dney-kotorye-pomenyali-mir.html