Историк рассказал о значении советско-финляндской войны

Красноармейцы-снайперы в засаде на территории Карелии. Советско-финская война 1939-1940 гг.

Советско-финляндскую войну 1939-1940 годов «незаслуженно» и «настойчиво» забывают, хотя эта победа не позволила немцам захватить Ленинград и помогла выиграть в Великой Отечественной войне, заявил в субботу эксперт РВИО Алексей Плотников.

В марте 2020 года исполнилось 80 лет со дня заключения советско-финляндского мирного договора 1940 года, завершившего короткую и тяжёлую для СССР войну.

«Советско-финляндская война 1939-1940 годов, последовательно и настойчиво забываемая, что особенно странно, учитывая ее военно-стратегические значение и итоги, стала залогом будущей успешной обороны, а потом и прорыва блокады Ленинграда, а также победы в Великой Отечественной войне в целом», — заявил Плотников.

Историк уверяет, что в условиях неизбежно надвигавшейся войны с Германией вопрос переноса границы от Ленинграда как можно дальше на запад становился не просто жизненно необходимым, но вопросом национальной безопасности и существования города на Неве.

«Начиная с 1938 года советское правительство неоднократно предлагало Финляндии незначительный перенос границы за несравненно большую территориальную компенсацию, но каждый раз получало жёсткий отказ официального Хельсинки. В Финляндии понимали, что это сделает войну практически неизбежной», — сообщает Плотников.

Он уточнил, что в 1935 году Финляндия хоть и объявила себя нейтральным государством, но имела откровенно прогерманскую направленность. По словам Плотникова, финская пресса приветствовала желание Германии обеспечить себе «жизненное пространство» на востоке.

«Финляндия отнюдь не была «невинной жертвой», страна готовилась к войне сознательно и раньше СССР, надеясь присоединить к себе Карелию и Ингерманландию (территория Ленобласти — ред.)», — заявляет эксперт РВИО.

Историк напомнил, что с осени 1939 года подготовка Финляндии к войне приобретает конкретный и открытый характер, а в стране начинается мобилизация и приведение войск в боевую готовность: двенадцатого октября 1939 года прошла общая мобилизация и эвакуация 150 тысяч гражданских лиц из крупных городов и приграничных населённых пунктов.

«К концу ноября 1939 года Финляндия сосредоточила у границ СССР 15 пехотных дивизий и 7 специальных бригад. Общая численность задействованных в войне со стороны Финляндии сил – от 500 до 600 тысяч человек», — утверждает Плотников.

По данным историка, противостоящая им группировка советских войск включала 18 стрелковых дивизий, 1 танковый корпус, 3 танковые бригады, а также 16 отдельных артполков, 644 боевых самолёта (всего до 1 млн. чел).

«Общее соотношение сил на Карельском перешейке в пользу советских войск было, но незначительное. По количеству стрелковых батальонов — в 2,5 раза, по артиллерии — в 3,5 раза, по авиации — в 4 раза, по танкам – почти полное», — сообщил Плотников.

Эксперт РВИО напомнил, война сопровождалась значительными потерями, причём как с советской, так и с финской стороны.

«Но следует подчеркнуть главное, что мы не завалили финнов трупами, как часто утверждается в некоторых исследованиях. Действительно, потери советских войск выше финских в 2,5 – 3 раза. Это много, но, с точки зрения теории военного искусства, наступающий всегда несёт большие потери, а советские войска воевали в сложных условиях, и им приходилось преодолевать одно из наиболее мощных военных укреплений того времени – линию Маннергейма», — заявил историк.

Он уточнил, что это фортификационное сооружение имело три пояса обороны глубиной 90 километров и представляло собой разнообразные укрепления: рвы, завалы, проволочные заграждения, надолбы шириной до 15-20 километров. На всех полосах линии Маннергейма насчитывалось свыше 1000 дотов и дзотов, из которых 296 представляли собой мощные крепости, отмечает Плотников. Все укрепления соединялись системой траншей, подземных переходов и были снабжены продовольствием и боеприпасами, необходимыми для длительного ведения автономного боя. Толщина стен и перекрытий дотов из железобетона и гранита достигала 2 метров. Поверх дотов на земляных насыпях толщиной до трёх метров рос лес, подытоживает историк.

«Тем не менее, в течение 3,5 месяца упорных и кровопролитных боев (итогом) стал прорыв советскими войсками считавшейся многими неприступной линия Маннергейма. Красная армия добилась поставленных целей — в марте 1940 года вышла на западный берег Выборгского залива и заняла Выборг», — заявил эксперт РВИО.

Историк напомнил, что победа позволила отодвинуть почти на 160 километров от Ленинграда государственную границу, в 1939 году западная граница СССР с Финляндией проходила всего в 35 километрах от города.

«Стоили ли присоединённые к СССР территории принесённых жертв? Ответ на этот вопрос с политической и военной точки зрения очевиден. Если бы в июне 1941 года финны и немцы начали наступление от прежних границ, то удержать Ленинград было бы невозможно. Это привело бы к тяжелейшим последствиям», — уверен Плотников.

Историк считает, что победа в этой кампании дала бесценный боевой опыт в тяжёлых зимних условиях, столь пригодившийся в годы Великой Отечественной войны.

«Поэтому погибшие на этой незнаменитой войне красноармейцы сражались не зря, их победа во многом обеспечила победу в войне Великой Отечественной. И забывать их память – какими бы политическими мотивами это не объяснялось – и аморально, и губительно политически и нравственно. Особенно для воспитания будущих поколений», — утверждает эксперт.

Он напомнил, что по результатам войны Финляндия потеряла 40 тысяч квадратных километров, что составляет 10% ее довоенной территории, а в состав СССР вошёл Карельский перешеек (города Выборг и Сортавала), несколько островов в Финском заливе, участок финской территории с городом Куолаярви и часть полуостровов Рыбачий и Средний. Кроме того, СССР получил в аренду часть полуострова Ханко (Гангут).

Поделиться: