Мыло и радио
Стартуем c улицы Сары Садыковой — половина улицы Нариманова получила имя в честь татарского композитора в 2006 году. Там, где сейчас она заворачивает на Тукая, располагалась фабрика братьев Крестовниковых, здесь изготавливали мыло в помещениях вдоль нее, на что указывает бывшее название улочки Фаткуллина — Мыловаренная — Сабынчы (предполагается, что этот бульвар соединит в ближайшем будущем озеро Кабан и Волгу). Один из образцов промышленной архитекторы, подпорченный сайдингом, сохранился за углом, на Сайдашева, 11.
Вероятно, и развалины на Садыковой, 51 — это остатки корпусов. Рядом стоит отель «Карат», приметный благодаря муралу «Океан материальной экзистенции» — его рисовал болгарин Nasimo для фестиваля Like It.Art. «Карат» — это гостиница «Радиоприбора» для командировочных, по словам местным, здесь также были прачечная и парикмахерская.
Большая Мещанская после пожара. Фото: pastvu.com
Бурнаевская мечеть (ул. Ахтямова, 7)
Бурнаевская. Фото: pastvu.com
Дом Шарипова-Галеева (ул. Сары Садыковой, 37)
Построенный в 1871 году по проекту того же архитектора Петра Романова дом купил через пару десятилетий Халиулла Галеев, купец второй гильдии, торговец мануфактурой, гласный Городской думы. Сейчас тут Казанский институт финансов, экономики и информатики.
Дом Шарипова-Галеева. Фото: 2gis.ru
Голубая мечеть (ул. Сары Садыковой, 98)
К слову, в царское время еще одним благодетелем прихода стал купец Идрис Айтуганов — его зеленый дом стоит неподалеку на Тукая. Даже медресе «Халидия», которая стояла на Фатиха Карима ближе к Юнусовской площади (недалеко от нынешнего «Бәхетле»), народ начал называть Айтугановским. Учились в нем драматург Галиаскар Камал и историк Газиз Губайдуллин.
За углом от Голубой — несколько потрепанных домов. Первый из них — усадьба Халитова, в семье которой было немало имамов этой мечети.
Голубая мечеть. Фото: pastvu.com
Медресе «Музаффария»
Медресе „Музаффария“. Фото: dumrt.ru
Угол Татарстана и Нариманова
Дом Аитовой. Фото: pastvu.com
Музей Каюма Насыри (ул. Парижской Коммуны, 35)
Как водится у нас: герой живет на одной улице, а его именем называют другую. В музей просветителя и историка стоит зайти хотя бы ради атмосферы. Это раньше вокруг дома Насыри стояли такие же дома, а теперь только в этом саду можно пережить ощущение покоя. Неслучайно одна из экскурсий здесь посвящена книге ученого „Цветы и травы“.
Музей Насыри. Фото: pastvu.com
Усадьба Сайдашева (ул. Нариманова, 63)
Это комплекс зданий, соединявшийся раньше вот такой галереей. Жил здесь 140 лет назад торговавший чаем, кожей, стеклом, пушниной, купец Ахметзян Сайдашев, дом ему строил архитектор Петр Романов. Вместе с сыном Мухаметзяном Ахметзян издавал газету „Баянелхак“ (»Изложение истины»).
Фото: pastvu.com
От «Миллят» до Камала
Самая заметная часть Нариманова начинается от дома 62 и тянется до 48-го — цепочка самобытных, разных исторических зданий.
62-й, где сейчас находится дешевое, но любопытное кафе и хостел, — бывшая типография «Миллят», принадлежавшая товариществу «Торговый дом Идрисов, Галеев и Ко». Входили в него купец Ибрагим Идрисов и основатель медресе «Мухаммадия» Галимджан Баруди (Галеев). Здесь было издано более 250 изданий общим тиражом больше 130 тысяч экземпляров.
Следом идет жилой дом, в котором, по некоторым сведениям, обитал купец Вафа Сафин.
Еще обветшалый домик — 58-й. На него «покушаются» волонтеры «Том Сойер фест», но его обитатели так и не выходят на связь.
Улица Нариманова, 56 (бывший кожвендиспансер) — дом принадлежал купцу Мухамедсадыку Мусину, торговавшему мануфактурой. Был он, кстати, и сторонником прогрессивного муфтия Баруди.
Наконец, в отреставрированном 48-м, ранее, в 1902-1933 годах, обитал татарский драматург Галиаскар Камал. Дом ему достался от жены Бибигайше — ее папа, купец Садык Хайбуллин, выдавал ее замуж в надежде, что зять возглавит построенную им мечеть. В итоге Камал в имамы не пошел, но жилье молодым выстроили.
На другой стороне этой части улицы, в глубине, находится стадион «Спартак» (с входом с Тукаевской), закрытый с появлением стадиона Центрального. Позже в этом месте возник рынок, остатки которого мы и сейчас наблюдаем.
«Миллят». Фото: Зуфар Баширов/pastvu.com
Заводы и церкви
Плавно мы перемещаемся из Старо-Татарской слободы в Ямскую, ныне — район мелких предприятий, магазинчиков, дешевых кафешек, рынков и заборов, а очень давно — место обитания ямщиков, прародителей дальнобойщиков. Хорошо это или плохо, но маргинальный дух в нем сохранился, несмотря на все катаклизмы истории. В большинстве случаев это лишь значит, что не все деревянные и прочие строения смогли дожить до 2021-го.
Фото: Ян Гордеев
Также известно, к примеру, что на углу Камала и Нариманова находились мастерские, в которых в первые годы советской власти ремонтировались машины, впоследствии они превратились в завод ГАРО (гаражного оборудования). Самым красивым зданием слободы была церковь Троицы Живоначальной, построенная в 1720-х. После на этом месте, после сноса храма в 1930-е, построили хлебобараночный комбинат, а от церкви осталась ограда.
Церковь Троицы Живоначальной. Фото: pastvu.com