Американцы испытают обновление «прошивок» кораблей в море

ВМС США в начале 2021 года проведут испытания новой технологии, с помощью которой можно будет дистанционно обновлять программное обеспечение кораблей, находящихся в море. Как пишет C4ISRNET, в этих испытаниях программное обеспечение будет обновлено на авианосце «Авраам Линкольн» типа «Нимиц».

Современные корабли в некотором смысле представляют собой плавучие компьютеры — на борту установлено множество вычислительных систем, управляющих отдельными устройствами и вооружением и группами систем. Использование компьютеров позволяет сократить скорость исполнения боевых задач, например, с высоким темпом вести обстрел целей противника ведя корректировку огня с учетом волнения моря.

Бортовые компьютеры кораблей сегодня обновляются только на базах во время обслуживания и ремонта, проводящихся раз в несколько лет. При этом обновления программного обеспечения как правило не добавляют новой функциональности. Это делается из соображений безопасности — не испытанные на конкретном корабле программы в походе могут дать серьезный сбой или зависнуть.

В рамках разработки технологии дистанционного обновления программного обеспечения кораблей специалисты прибегли к концепции цифровых двойников. Она предполагает создание точной виртуальной копии реального корабля. Эта копия позволяет точно оценивать ресурс всех узлов и агрегатов корабля, проводить виртуальные испытания новых системы и программного обеспечения.

Благодаря технологии цифровых двойников специалисты получили возможность испытывать новое программное обеспечение без задействования реального корабля. Первым американским кораблем, для которого был создан цифровой двойник, осенью 2019 года стал авианосец «Авраам Линкольн». В настоящее время ведется создание виртуальной копии авианосца «Теодор Рузвельт».

Предполагается, что технология дистанционного обновления программного обеспечения кораблей позволит устранять программные ошибки и добавлять новую функциональность программам по мере готовности самих обновлений, а не в портах приписки во время планового обслуживания. Разработка технологии велась с осени 2018 года по заказу ВМС США.

В 1998 году на американском крейсере «Йорктаун» типа «Тикондерога» произошел сбой в операционной системе Windows NT 4.0. Из-за этого перестало функционировать большинство бортовых систем корабля, который стал практически неуправляемым. Специалистам удалось устранить неполадку и вернуть все системы в рабочее состояние только спустя 2 часа 45 минут.

Поделиться: