Airbus представил модель пассажирского «смешанного крыла»

Европейский авиастроительный концерн Airbus представил летную модель пассажирского самолета, выполненную по схеме «смешанное крыло» и используемую в качестве демонстратора, а также для отработки новых технологий робастного управления. Согласно сообщению авиаконцерна, модель получила название MAVERIC (Model Aircraft for Validation and Experimentation of Robust Innovative Controls, модель летательного аппарата для валидации и экспериментирования в области инновационного робастного управления).

Современные пассажирские самолеты собираются по традиционной схеме, которую можно условно описать как «сигара плюс крыло». «Смешанное крыло» представляет собой разновидность аэродинамической схемы «летающее крыло». В отличие от последнего в «смешанном крыле» фюзеляж четко выражен и за счет плавных наплывов переходит в треугольные в плане консоли крыла. У «летающего крыла» фюзеляж редуцирован, а его роль играет само крыло, несущее все агрегаты, грузы и людей.

По разным оценкам, «смешанное крыло» будет иметь на 15 процентов большую грузоподъемность по сравнению с летательными аппаратами классической аэродинамической схемы сопоставимых размеров. В 2016 году Исследователи из Института аэрокосмических наук Университета Торонто провели расчеты расхода топлива для новых конструкций планеров пассажирских самолетов. По итогам расчетов, в частности, оказалось, что расход топлива большим самолетом, выполненным по схеме «смешанного крыла», будет на 10,9 процента меньше, чем у сопоставимого по размерам обычного широкофюзеляжного лайнера.

Модель MAVERIC концерна Airbus имеет в длину 2 метра и размах крыла 3,2 метра. Общая площадь планера составляет 2,25 квадратных метра. По расчетам разработчиков, пассажирский самолет, выполненный по схеме «смешанное крыло» будет до 20 процентов экономичнее сопоставимого по размерам обычного узкофюзеляжного самолета. Летные испытания MAVERIC проводятся с июня 2019 года. Их планируется завершить до конца второго квартала 2020 года.

В системе управления моделью Airbus реализовал робастный метод, отработка которого и производится в ходе летных испытаний. Применительно к авиации робастное управление означает использование таких управляющих алгоритмов, которые бы обеспечили стабильный и контролируемый полет в достаточно широком диапазоне внешних непредсказуемых факторов, например, порывов ветра при заходе на посадку или срывов потока при прохождении через разнонаправленные воздушные потоки.

MAVERIC оснащен предкрылками, закрылками и винглетами на законцовках крыла. Двигатели установлены в хвостовой части над фюзеляжем, а на них размещены кили с рулями направления. В Airbus уже заявили, что проект MAVERIC не обязательно приведет к созданию пассажирского самолета по схеме «смешанное крыло», но некоторые наработки, полученные в рамках программы, могут быть использованы в перспективных проектах. В частности, новые разработки в области робастного управления можно будет применить в перспективных системах электродистанционного, волоконно-оптического и беспроводного управления.

В середине прошлого года инженеры из Делфтского технического университета представили эскизный проект пассажирского самолета Flying V. Его планер выполнен по схеме «смешанное крыло» с V-образным фюзеляжем. По мнению разработчиков, самолет такой схемы сможет принимать на борт столько же пассажиров и иметь размах крыла, как лайнер Airbus A350. При этом Flying V будет тратить в полете на 20 процентов меньше топлива.

Поделиться: